Первая война за демократию

Первая в мире война за демократию, когда в качестве предлога для оккупации независимого государства и овладения его природными ресурсами использовалось «нарушение прав человека» и «ущемление демократических свобод» — это не война в Ираке 2003 года, как многие наверно подумали. Нет, это совсем другая война, произошедшая столетием раньше — Англо-бурская война 1899-1902 годов.

Более того, в качестве предлога к этой войне было использовано ущемление прав даже не граждан, а иностранцев, приехавших на заработки, и поселившихся в стране.

В конце статьи имеется ссылка, по которой можно скачать бесплатно сборник очень хороших книг об Англо-бурской войне, а пока напомним историю вопроса. Кто такие англичане, объяснять наверно не нужно, а вот о бурах следует немного рассказать.

Буры (африканеры) — это народ, образовавшийся при смешении эмигрировавших в Южную Африку в 17-м веке голландских крестьян («бур» в переводе со староголландского и есть «крестьянин»), и французских гугенотов (протестантов-кальвинистов), среди которых было много дворян и горожан. И хотя голландцев приехало в Южную Африку значительно больше, чем французов, но французский элемент был очень силён, и поэтому не удивляйтесь обилию французских фамилий среди бурских генералов, противостоящих англичанам — Жубер, Кронье, Деларей, Девет.

И голландцы, и гугеноты исповедовали одну и ту же религию (кальвинистское направление протестантизма), и это настолько сблизило два народа, что они даже создали свой собственный язык — «африкаанс», основанный на голландской грамматике, но с большим количеством французских слов. Общность языка, религии и территории, общий тип мышления и одинаковое самосознание — всё это и привело к созданию нового народа, то есть буров (после Англо-бурской войны этот народ в целях необъяснимой для нормального человека политкорректности стали называть африканерами, то есть «африканцами» на языке африкаанс, однако сами они предпочитают называть себя бурами).

Главной отличительной чертой буров был религиозный фанатизм, готовность не только пострадать за веру, но и бороться за неё с оружием в руках.

Вспомните, как их предки, голландские партизаны («гёзы») 13 лет (1566-1579 гг.) воевали с гигантской Испанской империей, «над которой никогда не заходило солнце», и победили!

Вспомните и продолжавшиеся более 100 лет французские религиозные войны между католиками и гугенотами (1562-1685), в ходе которых предкам буров — гугенотам — пришлось вытерпеть и геноцид («Варфоломеевская ночь»), и голодомор (так весело описанная Александром Дюма осада Ла-Рошели с участием д’Артаньяна, когда половина горожан просто вымерла от голода), и «драгонады» (массовые убийства и изнасилования гугенотских женщин и детей королевскими драгунами — если любите художественную литературу, почитайте роман «Анжелика в мятеже» на эту тему), и хотя гугеноты религиозную войну проиграли, но всё равно не покорились, и предпочли эмигрировать, но сохранить свою веру.

Как писал о бурах их противник Артур Конан Дойл (да-да, тот самый, придумавший Шерлока Холмса), это был «один из самых стойких, отважных и неукротимых народов, когда-либо обитавших на земле».

И всё у буров было бы хорошо, если бы не золото и алмазы, наполнявшие южноафриканские недра, а также 75 % мировых запасов платины, и множество других цветных и драгоценных металлов. Две самых больших природных кладовых в мире — это Сибирь и Южная Африка.

Если есть богатство, найдется и тот, кто захочет его отобрать. Англичане занялись этим вопросом с чисто английской методичностью и упорством.

Захватив прибрежную часть Южной Африки (Капскую колонию) в 1806 году, англичане сразу же начали вытеснять оттуда буров, а те некоторое время терпели притеснения, но в 1835-1843 годах значительная часть буров откочевала во внутренние районы Южной Африки. Переселение буров, когда народ на лошадях и запряженных быками повозках покидал землю, где люди жили в течение многих поколений, получило название «Великий Трек».

Позднее буры основали на новом месте две своих республики — Трансвааль (Южно-Африканская республика) и Оранжевое свободное государство (Оранжевая республика). В 1877-1881 гг. англичане несколько раз попытались эти республики завоевать (Первая Англо-бурская война), но ничего у них не вышло — английская армия была разгромлена бурами.

Тогда гордые бритты пошли другим путём — они первыми в мире придумали, что можно воевать за демократию, а для этого нужно было создать соответствующий повод, чем они и занялись.

Британское правительство стало массово направлять англичан-переселенцев в бурские республики (там этих «трудовых мигрантов» называли «уитлендерами» — на языке африкаанс — «чужеземцы»). Буры по доброте душевной «трудовым мигрантам» не мешали, приезжать не запрещали, никак их не притесняли, в общем, к приехавшим на заработки мигрантам простодушные буры относились очень даже хорошо. Это их и сгубило.

Англичане вдруг вспомнили про демократию. Это вообще признак очень плохой, когда какое-то государство начинает заботиться о демократии в другой стране. Что англичане о демократии у буров забеспокоились, что американцы о демократии в Ираке вспомнили — результат был один и тот же — война.

Британское правительство потребовало, чтобы уитлендеры получили равные избирательные права с бурами, и могли участвовать в формировании правительства.

Буры согласиться на такое не могли, так как это означало бы потерю независимости — уитлендеры могли бы со временем стать большинством и элементарно взяли бы власть на выборах или проголосовали бы на референдуме за вхождение в состав Британской империи.

Конечно, если бы буры были поумнее, они бы просто запретили массовую миграцию англичан-уитлендеров в свои республики, и проблемы уитлендеров просто не возникло бы, но что сделано, то сделано.

Но даже если бы буры и пошли на уступки, их участь уже была предрешена. Министр колоний Великобритании Джозеф Чемберлен писал в сентябре 1899 года верховному комиссару по делам Южной Африки Альфреду Мильнеру: «Мы должны сыграть по правилам, и прежде чем мы выдвинем дальнейшие требования, мы должны испробовать все возможные предложения о предоставлении уитлендерам избирательных прав и получить от буров полный отказ принять их. Тогда мы предъявим наши дальнейшие требования, и начнется война».

Как и планировал Чемберлен, выдвигая заведомо невыполнимые требования, война началась — 11 октября 1899 года.

Вам это ничего не напоминает? Да это же Косово! Сначала албанцев массово переселяют в сербскую провинцию, сербы их не обижают и не выгоняют, албанцев становится много, затем слишком много, и они пытаются взять власть, а авиация стран НАТО оказывает им посильную помощь. Косовский сценарий 1999 года впервые был отработан в Южной Африке ровно за сто лет до этого — в 1899 году!

Как говорил пророк Екклезиаст, «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

Вторая Англо-бурская война, продолжавшаяся 3 года, с 1899 по 1902 год, перевернула все представления о военном искусстве, существовавшие в то время, причём все нововведения были со стороны буров.

Оказалось, что можно воевать не числом, а умением, что один снайпер важнее, чем сотня гвардейцев, идущих в штыковую атаку в полный рост, что уметь маскироваться на местности намного важнее, чем лихо гарцевать по-гусарски на вороном коне, что небольшой отряд спецназа (а термин «коммандос» — бурского происхождения, впервые коммандос появились именно у буров!) может сделать больше, чем целый полк обычной пехоты.

Буры долгое время вели против англичан успешную партизанскую войну, и превосходившая их по численности в 5 раз британская армия ничего не могла с ними сделать, и несла страшные потери.

А затем англичане дали асимметричный ответ. Они стали применять тактику «выжженной земли»: фермы, посевы и скот буров уничтожались, колодцы отравлялись, а семьи буров в массовых масштабах сгонялись в концентрационные лагеря (женщины, дети, старики и больные, т.к. все здоровые бурские мужчины воевали в партизанских отрядах). Всего в концлагеря согнали более 200 тыс. человек, из общего числа которых около 15 % умерло от голода и болезней, в том числе умерло 50% детей в возрасте до 16 лет! Как было указано в одном из официальных извещений, опубликованных англичанами, «В Порт-Элизабет умер военнопленный Д.Герцог в возрасте восьми лет».

Вы думали, концлагеря Гитлер придумал? Ничего подобного — Адольф Алоизович был всего лишь жалким подражателем английского генерала Китченера.

При этом дорога в ад, как всегда, была вымощена благими намерениями — англичане заявляли, что концлагеря созданы «по просьбам трудящихся» — в целях обеспечения безопасности мирного населения, а бурские женщины и дети … сами просились в конлагеря, ну вот не хотелось им жить на свободе, а в концлагере — просто рай земной. А смерть восьмилетнего «военнопленного» — просто досадное недоразумение.

Короче говоря, когда все бурские женщины и дети оказались за колючей проволокой, мужчины были вынуждены прекратить сопротивление, и подписать мирный договор, по которому буры признавали аннексию Трансвааля и Оранжевого свободного государства, и Англо-бурская война 1899-1902 годов таким образом была завершена.

Справедливости ради надо сказать, что на первоначальном этапе у буров была серьёзная поддержка из заграницы, так как Россия и Германия (а в ту пору оба императора, «кузен Никки» и «кузен Вилли», были союзниками) стремились ограничить английскую экспансию.

В 1899 году на вооружении армии буров были пистолеты Маузер образца 1897 года. Новое оружие ещё не во все германские полки поступило, а им уже буров вооружили!

Кроме того, в составе армии буров воевало около 200 российских добровольцев во главе с полковником Максимовым. Как Вы себе представляете — русский офицер дезертирует из части и уезжает на Англо-бурскую войну на другой конец земного шара? Явно все эти «добровольцы» были, как бы сейчас сказали, «военными советниками», командированными к бурам по решению правительства.

Но вся эта помощь со стороны Германии и России была лишь в самом начале второй Англо-бурской войны (в 1899 году), а затем буры остались без какой-либо поддержки, а их тактика партизанской войны, позволявшая сопротивляться многократно превосходящим силам противника, была разработана бурами самостоятельно, у российских «добровольцев» такого практического опыта просто не было в то время.

Надо сказать, что в период Англо-бурской войны 1899-1902 гг. симпатии простого народа во всех странах, кроме Великобритании, были на стороне буров. В России вообще началась мода на портреты бурских генералов, а портрет президента Трансвааля Паулуса Крюгера стоял на видном месте в каждой уважающей себя интеллигентной российской семье.

Кстати, нельзя не упомянуть и о том, что Англо-бурская война стала началом карьеры известнейшего английского политика Уинстона Черчилля — в 1900 году он, находясь в Южной Африке в качестве военного корреспондента, был захвачен бурами, затем бежал из бурского плена, и благодаря этому прославился на родине, и даже был избран депутатом парламента (в 26 лет).

Предлагаем скачать и прочитать три очень интересных книги об Англо-бурской войне 1899-1902: книгу российского писателя Игоря Дроговоза, книгу уже упоминавшегося английского писателя Артура Конана Дойла, и книгу «Воспоминания бурского генерала. Борьба буров с Англиею», написанную бурским генералом Христианом Деветом сразу же после окончания Англо-бурской войны, в 1902 году.

Книга Х. Девета важна именно тем, что написана непосредственным участником событий, и, что называется, «по горячим следам». Примечательно, что первым иностранным языком, на который была переведена книга воспоминаний бурского генерала Христиана Девета, стал русский язык — её перевели и издали в России почти сразу же после выхода оригинального издания.

Если же говорить о книгах Дроговоза и Конан Дойла, то можно сказать следующее: эти две книги — как бы два противоположных взгляда на одну проблему. Российский автор описывает Англо-бурскую войну, в общем-то объективно и беспристрастно, а вот книга создателя Шерлока Холмса выражает исключительно точку зрения английской стороны.

Артур Конан Дойл — писатель безусловно талантливый, и хотя его книга написана просто блестяще, она носит явно пропагандистский характер, так как должна была оправдать действия англичан в глазах Европы.

Автор постоянно вставляет в текст пропагандистские фразы типа «британский солдат … воевал за цивилизацию, прогресс и равные права для всех людей», а про концентрационные лагеря, куда сгоняли жён и детей буров, он пишет, что это были «бурские лагеря беженцев, в которые постепенно переводили всё гражданское население», и тут же снова проговаривается: «гостей британского правительства хорошо кормили и с ними хорошо обращались в течение всего срока задержания». Оговорка по Фрейду!

Если сравнивать книги И. Дроговоза и А.К. Дойла с одинаковым названием «Англо-бурская война 1899-1902», то книга российского автора даёт огромный фактический материал по теме, а книга английского автора содержит много красивых описаний батальных сцен, мужества и героизма, и вообще читается с интересом, но всё же наводит тень на плетень в ясный день. Впрочем, прочитайте сами, возможно, у Вас сложится другое мнение.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Дочитал до конца? Жми кнопку!

You may also like...


Комментарии

2 комментария

  1. Gena:

    Ну и так, до кучи-«Капитан Сорви — Голова», Луи Буссенар. Кста,Дроговоза тоже стоит читать аккуратно, не всё у Автора так и чисто с документальным материалом., но он даёт ссылки на фактические данные, что не может не радовать. А вот Конан-Дойла после «Бремя Белого человека» не особо читать тянет, хоть и описания англо-бурского «кипиша» хороши. Х . Девета , пожалуй, скачаю- не читал, интересно.

  2. T 100:

    ГэБритания должна быть уничтожена.

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.